1. Наименование объекта культурного наследия – Городской зимний театр
2. Время создания (возникновения) объекта – XIX в.
3. Адрес (местонахождение) объекта – пр. Революции, 55
4. Категория историко-культурного значения объекта – федерального значения  
5. Вид объекта – памятник    
6. Общая видовая принадлежность объекта – памятник градостроительства и архитектуры
7. Использование объекта или пользователь – Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова
8. Общие исторические сведения об объекте
Здание занимает угловой участок небольшого квартала в самом центре города. Обращено к городскому перекрестку, до 1911 г. носившему название Театральной площади.
Впервые это здание упоминается как театральное в 1820-е гг. Театр занимал тогда два строения, стоящие под углом друг к другу. Оба уличных фасада оформляли ионические портики в стиле классицизма. Главный вход был обращен на Большую Дворянскую. Здания с участком земли принадлежали частным лицам.
Возникновение профессионального театра в Воронеже относится к 1801–1802 гг. и связано с приездом в город небольшой театральной труппы во главе с московским комическим актером Петровым. Она стала давать спектакли в пустовавшем в виду упразднения наместничества доме генерал-губернатора В.А. Черткова. В репертуар труппы входили драмы, трагедии, комедии и оперы, играли актеры Г. Делу, Желтов, Никольский, Жуков, Стрельцов, Украсова, Лыкова, Комендантова, Бобровский.
В 1820-х и начале 1830-х гг., когда театр уже размещался в нынешнем здании, труппу возглавляли О.И. Калиновский, а затем П.А. Соколов. В это время в театре ставились также балетные спектакли. В 1830-х гг. на воронежской сцене давала представление труппа Вышеславцева, а в конце 1839 г. ее сменила труппа Млотковского, считавшаяся лучшей среди профессиональных театральных коллективов.
Многим обязан воронежский театр губернскому предводителю дворянства Н.И. Тулинову. Он материально поддерживал гастролировавших в 1840-е гг. в Воронеже актеров (16 тысяч руб. потратил на постановку оперы А.Н. Верстовского “Вадим”). На его средства в 1843 г. было отремонтировано и богато отделано театральное здание.
В 1840-е–1850-е гг. в театре играли талантливые актеры – Л.И. Млотковская, А.Н. Мочалова, М.Г. Ленская, Борисов, Васильев. Подлинным событием были гастроли великих русских актеров М.С. Щепкина в 1837, 1846, 1850 гг. (он сыграл лучшие роли своего репертуара – городничего в “Ревизоре”, Кочкарева в “Женитьбе”, Фамусова в “Горе от ума”) и П.С. Мочалова в 1840, 1846, 1848 гг. (в спектаклях “Гамлет”, “Коварство и любовь”, “Отелло”, “Король Лир”).
Новый этап в творческой жизни театра, связанный с реалистической драматургией А.В. Гоголя, А.Н. Островского, начался в 1860-е гг. В этот период в театре выступали яркие, характерные актеры И.В. Колюбакин, Дорошенко, Е.О. Петров, Майорова, Н.С. Куколевский-Стружкин, Л.К. Шмитгоф.
На сцене Воронежского театра гастролировали многие крупнейшие русские актеры: А.Е. Мартынов, приехавший в 1860 г. в Воронеж вместе с А.Н. Островским; С.В. Шумский в 1862 г.; М.Н. Ермолова в 1879 и 1890 гг.; Г.Н. Федотова в 1878, 1880, 1895 гг.; В.Н. Давыдов в 1874–1876 гг. и 1896 г.; А.И. Южин в 1895 г.; В.Ф. Комиссаржевская в 1903 г. В 1879 г. состоялись гастрольные выступления композитора М.П. Мусоргского.
С воронежским театром связаны имена многих деятелей культуры XIX в. Его зрителями были писатель Н.В. Станкевич, поэты А.В. Кольцов, И.С. Никитин. В 1837 г. театр посетил В.Г. Белинский, проезжавший через город по пути на Кавказ. В 1892 г. в театре на представлении своей пьесы “Медведь” был А.П. Чехов, приехавший в Воронеж по “голодному делу” вместе с журналистом А.С. Сувориным. Здесь в 1860 г. А.Н. Островский впервые на провинциальной сцене увидел пьесу “Гроза”.
В 1877 г. здание театра перешло к издателю и журналисту Г.М. Веселовскому и было расширено так, что две его части объединились. В 1884 г. театр был куплен городской думой и в 1886–1900 гг. в здании театра размещалась также публичная библиотека. К 1887 г. была проведена капитальная реконструкция здания. Проект был заказан известному архитектору Д.Н. Чичагову – автору театра Корша в Москве, а также театров в Нижнем Новгороде и Самаре. При реконструкции была сохранена общая конфигурация плана в виде прямоугольного треугольника, которая определялась формой участка. Здание было перестроено в свойственном для других построек архитектора русском стиле и получило чрезвычайно живописный облик благодаря островерхим крышам разных форм и размеров, завершавших чуть повышенные части постройки. Главный вход был отмечен опирающимся на столпы навесом-балконом. В таком виде театр, как городская достопримечательность, запечатлен на открытках с видами Воронежа конца XIX в. Однако в ностальгических воспоминаниях известного русского художника – мастера архитектурного пейзажа Г.К. Лукомского предпочтение отдается первому зданию – образцу классицизма.
После Октябрьской революции 1917 г. театр стал называться Большим Советским, затем Областным театром драмы. С 1959 г. театр носит имя А.В. Кольцова. Среди актеров советского времени следует отметить А.В. Полякова, С.И. Папова, В.И. Флоринского, Р.А. Мануковскую, В.А. Соколова.
В 1920-е гг. в театре часто бывал писатель А.П. Платонов. 22 ноября 1926 г. на сцене большого Советского театра выступал В.В. Маяковский с лекцией “Мое открытие Америки”. В ноябре 1933 г. выступил писатель А.С. Серафимович. Во время войны на спектаклях бывал поэт А.Т. Твардовский. В 1935–1936 гг. заведующим литературной частью театра был поэт О.Э. Мандельштам, находившийся здесь в ссылке.
В 1937 г. театр был перестроен по проекту архитектора Н.В. Александрова в формах советского классицизма. Эта перестройка, произведённая в полном соответствии с духом времени, вновь полностью изменила внешний облик театра. Островерхие завершения сменились плоскими крышами, открытая кирпичная кладка стен – штукатуркой, над южной частью (вдоль проспекта) был надстроен третий этаж. Однако внутри основной объём зала и фойе остались прежними, сохранилась и форма основных проёмов. Во время войны здание получило незначительные разрушения и в 1944 г. было восстановлено. При этом были добавлены лепные украшения, а на главном фасаде установлена скульптурная группа. В 1970-х гг. с юго-восточной стороны пристроен отсек для хранения декораций.
9. Описание объекта культурного наследия
Здание, как и прежде, представляет собой в плане прямоугольный треугольник со срезанными углами. Его пространственная композиция отличается компактностью: из единого объема выступают лишь сценическая коробка над центральной частью и массивный портик перед главным фасадом. Во фризе портика помещено название театра. Сдвоенным пилонам портика соответствуют такие же пилястры с коринфскими капителями на стене основного объема. Сдвоенные окна (во втором этаже арочные) разделены межэтажным поясом с растительным орнаментом.
10. Основная библиография
Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронеж, 2009.
Акиньшин А.,Н. Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Воронеж, 1995. С. 300–307.
Анчиполовский З.Я. Воронежский академический. Воронеж, 2002.