1. Наименование объекта культурного наследия – Дом М.Н. Замятнина
2. Время создания (возникновения) объекта – 1913 г.
3. Адрес (местонахождение) объекта – ул. Алексеевского, д. 12
4. Категория историко-культурного значения объекта – регионального значения
5. Вид объекта – памятник
6. Общая видовая принадлежность объекта – памятник градостроительства и архитектуры
7. Использование объекта или пользователь – жилой дом
8. Общие исторические сведения об объекте. Дом построен в 1913 г. по собственному проекту воронежского архитектора начала XX в. М.Н. Замятнина. Один этаж здания до 1918 г. занимала семья архитектора, два других сдавались внаем.
Михаил Николаевич Замятнин (1877-1929) - известный воронежский архитектор, по проектам которого построено более 20 зданий города. В Воронеже работал с 1902 г. после окончания Петербургского института гражданских инженеров. Большинство его построек, отличающихся ин-дивидуальным творческим почерком, выполнены в формах модерна. Среди них здания Волжско-Камского банка (ул. Плехановская, 12), Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков (ул. Орджоникидзе, 41), глазной лечебницы (ул. Революции 1905 года, 22), музыкального училища (просп. Революции, 41), художественных мастерских (ул. Орджоникидзе, 26), трамвайного парка (ул. 9 января, 54). М.Н. Замятнин умер в Воронеже, похоронен на Новостроящемся кладбище.
После революции в доме размещались губкомы партии и комсомола; с его балкона выступали политические лидеры. Во время Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Восстановлено в 1952 г. по проекту архитектора Л.В. Мордуховича как жилой дом. В настоящее время фасад дома отреставрирован.
9. Описание объекта. Типологически здание относится к небольшим доходным домам начала XX в. Выразительный главный фасад характерен для стиля модерн, его отличает оригинальный тщательно проработанный декор. На симметричном главном фасаде широкая средняя часть акцентирована тремя балконами. Очень красив лепной декор растительных мотивов, помещенный в нишах под окнами верхнего этажа, под карнизом в боковых аттиках, на ограждении балконов. В боковых аттиках он дополнен мужской и женской фигурами (барельеф) в античных одеждах. Под балконом второго этажа помещен самый необычный элемент декора - большая скульптура совы (символ семейного благополучия) на еловой ветке. Лицевые грани балконов декорированы гербовыми щитами. Вход под металлическим козырьком ведет в небольшой вестибюль, где сохра-нилась керамическая плитка пола и лепной цветочный фриз на стенах. Между вестибюлем и лестничной клеткой — портал с криволинейной аркой. Стены лестничной клетки оформлены большими нишами, карнизами и разнообразными динамичными масками. От первоначальной внутренней планировки сохранились, очевидно, капитальные стены - продольная и поперечные.
10. Основная библиография.
Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронеж, 2009.