kolcov1. Наименование объекта – «Бюст А.В. Кольцова»
2. Вид объекта – памятник
3.Общая видовая принадлежность объекта – памятник искусства
4. Время создания (возникновения) объекта – 1868 г.
5. Адрес (местонахождение) объекта – Кольцовский сквер
6.Авторы объекта – скульптор А. Трискорни, архитектор А.А. Кюи
7. Материал объекта – каррарский мрамор
8.Категория историко-культурного значения объекта – федерального значения
9. Общие сведения об объекте
Бюст воронежскому поэту А.В. Кольцову является ценным градоформирующим элементом сквера, а также подлинным элементом градостроительной планировки исторической части города. Это второй памятник в Воронеже после памятника Петру I.
Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842 гг.) родился в Воронеже в семье потомственного прасола (торговца скотом). В 1820 г. поступил в двуклассное Воронежское уездное училище, но смог закончить только один класс, т.к. с детских лет принимал участие в торговых делах отца. В 1830 г. сблизился со своим первым наставником – воронежским семинаристом А.П. Серебрянским, руководившим небольшим кружком молодежи, интересовавшейся литературой и философией. В это же время А.В. Кольцов познакомился с поэтом Н.В. Станкевичем (уроженцем Воронежской губернии), который, учась в Воронеже, заинтересовался творчеством начинающего поэта. Решающее влияние на творчество А.В. Кольцова оказали дружба и поддержка А.С. Пушкина и литературного критика В.Г. Белинского. С 1831 г. стихи А.В. Кольцова стали появляться в московской печати. В 1835 г. Н.В. Станкевич и В.Г. Белинский на средства, собранные по подписке, издали первый сборник его стихотворений. В 1836 г. в Санкт-Петербурге А.В. Кольцов познакомился с баснописцем И.А. Крыловым, поэтом П.А. Вяземским, писателем В.Ф. Одоевским, оценившими талант поэта-самородка.
Современников в его творчестве привлекала подлинная народность его песен. Он ввел в русскую литературу новую тему – тему крестьянского труда, дал характеристику человеку из народа, описал чувства и мысли крестьянина (“Песня пахаря”, 1831; “Урожай”, 1835; “Косарь”, 1836; “Раздумья селянина”, 1837). Творчеству Кольцова посвятили свои статьи такие литературные критики и писатели, как Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин. Многие стихотворения поэта положены на музыку композиторами А.С. Даргомыжским, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым, М.А. Балакиревым и др.
А.В. Кольцов умер 29 октября 1842 г. в Воронеже и был похоронен на Митрофановском кладбище (в настоящее время в этой сохранившейся части кладбища образован т.н. “Литературный некрополь”).
Впервые с инициативой установить памятник А.В. Кольцову выступила сестра поэта А.В. Андронова, которая в марте 1863 г. обратилась с письмом в воронежские “Губернские ведомости”, пожертвовав в фонд основания памятника 600 рублей. Газета поддержала предложение, напечатав передовую статью за подписью редактора М.Ф. Де-Пуле с призывом к воронежской общественности и властям начать компанию по установке памятника знаменитому земляку.
Было направлено ходатайство в Петербург о проведении подписки по сбору средств на памятник, в апреле 1863 г. император Александр II дал на него свою резолюцию: “Государю императору благоугодно было в пятый день апреля сего года высочайше разрешить подписку на сей предмет с тем, чтобы она открыта была в городе Воронеже”.
В 1866 г. в ходе реконструкции Митрофановского монастыря воронежский епископ Серафим принял решение установить в Благовещенском соборе мраморный иконостас. На выполнение данного заказа претендовал петербургский скульптор и хозяин мраморной мастерской Августино Трискорни, и епархиальное управление решило поручить ему пробную работу, чтобы убедится в его творческих способностях. Воронежский архитектор Александр Анатольевич Кюи, занимавшийся реконструкцией монастыря, от имени губернатора князя В.А. Трубецкого предложил Трискорни выполнить в мраморе памятник А.В. Кольцову, оговорив, что в силу недостатка собранных средств он должен уложиться в 2000 рублей серебром.
А. Трискорни заключил с городской Думой договор, по которому он обязывался “сделать мраморный монумент воронежскому поэту Кольцову для постановления его в публичном месте, в саду, по выданному рисунку и утвержденному Его сиятельством г. начальником губернии”. В соответствии с договором “монумент должен быть сделан из каррарского мрамора трех достоинств. Нижняя часть пьедестала должна быть обложена полированными плитами мрамора второго достоинства… Цоколь пьедестала должен быть сделан из каррарского мрамора третьего достоинства (синеватый). Сам пьедестал должен быть сделан из того же мрамора второго достоинства с рельефными украшениями и гирляндами. Бюст поэта – на пьедестале из белого каррарского мрамора статуэткою. Вся вышина монумента должна быть от шести аршин и трех четвертей до семи аршин”.
По свидетельству известного воронежского краеведа С.Е. Зверева, впервые опубликовавшего в 1910 г. отрывки из договора Трискорни с городской Думой,  рисунок памятника выполнен архитектором А.А. Кюи.
19 декабря 1867 г. памятник А.В. Кольцову был доставлен из Петербурга в Воронеж. Перевозкой занималась транспортная контора “Надежда”, получив за данный подряд 955 рублей 65 копеек.
Скульптура была установлена в сквере, основанном в 1860-е гг. на месте закрытого плаца Московской полицейской части и получившим в 1868 г. название “Кольцовский”. Первоначально скульптура была обращена в сторону улицы Большой Московской (Плехановской), от улицы к памятнику со стороны главного входа вела короткая аллея сквера. Памятник располагался в центре обширной округлой парковой площади. Его окаймляла высокая насыпная круглая клумба. По периметру этой парковой площади стояли фонари на высоких опорах, между ними – большие деревянные скамьи, откуда со всех сторон, с расстояния 20 метров, был хорошо обозрим бюст А.В. Кольцова на фоне зелени. 
Торжественное открытие памятника состоялось 27 октября 1868 г. (дата открытия по неизвестной причине два раза откладывалась – 2 октября и 19 октября). Торжества были скромными, хотя на них присутствовал посетивший тогда Воронеж консул Северо-Американских штатов Ю. Скайлер.
Собранных в свое время денег на памятник не хватило, и в день открытия монумента в дворянском собрании была возобновлена  подписка по сбору дополнительных средств. Только в 1870 г. городская Дума окончательно рассчиталась с А. Трискорни “из средств, собранных на пособия семействам нижних чинов ввиду минования надобности в этих средствах”. Всего на работы по установке памятника А. В. Кольцову было затрачено 3413 рублей 24 копейки.
В годы Октябрьской революции и в Великую Отечественную войну памятник не пострадал. В 1942 г. рядом с монументом немецкое оккупационное командование устроило кладбище для своих солдат и офицеров (кладбище было ликвидировано вскоре после освобождения Воронежа в 1943 г.).
В 1939-1940-х гг. территория Кольцовского сквера значительно уменьшилась (из-за строительства здания гостиницы “Воронеж” с одной стороны и продолжения улицы 11 Мая (бывшей Мясницкой) до Плехановской с другой (в настоящее время этот участок входит в территорию площади Ленина). В результате памятник А.В. Кольцову оказался почти на линии проезжей части. В связи с этим горисполком в 1940 г. принял решение о переносе памятника на новое место: его развернули на 180 градусов и передвинули на несколько метров в глубину от границы сквера со стороны здания бывшей гостиницы “Воронеж”.
10. Описание объекта. Памятник А.В. Кольцову расположен на горизонтальной оси Кольцовского сквера, в центре насыпной площадки – клумбы. Представляет собой небольшой бюст, установленный на сложном высоком пьедестале, основанием которого служит мощный прямоугольный постамент, облицованный черными мраморными плитками. По периметру постамента размещается подножие в виде прямоугольной площадки, акцентированной по краям бордюрным камнем и выложенной декоративной плиткой. Для освещения памятника по обе стороны клумбы установлены поздние фонари.
Памятник выполнен скульптором Августином Трискорни из белого каррарского мрамора по рисункам архитектора А.А. Кюи. Закладкой фундамента и сборкой памятника руководил воронежский архитектор А.А. Кюи. Согласно традициям классицизма облик поэта соответствует античным образцам.
Пьедестал имеет форму чуть сужающейся призмы с декоративным завершением. Боковые грани призмы акцентированы сужающимися к верху накладками, высота которых составляет приметно половину высоты пьедестала. Выступы с фигурным завершением граней украшены декоративной скульптурной композицией в виде венка, составленного из цветов, над которым размещена декоративная розетка в форме раскрывающегося цветка. В центр венка помещен живописный мотив в форме пальметты, популярный в искусстве классицизма середины XIX века. Пальметта выполнена в виде стилизованной цветочной чашечки с веерообразными лепестками, помещенной на ложе из спиральных завитков, вытянутых по вертикали.
11. Основная библиография.
1. Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. Воронеж, 1995. С. 314-316.
2. Акиньшин А.Н. Материалы к библиографическому словарю воронежских архитекторов (конец XVII – начало ХХ вв.) // Из истории Воронежского края. Вып. 12. Воронеж, 2004. С. 161-164.
3. Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы Свода памятников истории и культуры РФ. Воронеж, 2000. С. 269.
4. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках. Воронеж, 2005. С. 99-101.
5. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. Воронеж, 1979. С. 17-19.
6. Лурье И. Памятнику 100 лет // Коммуна. 1968. ноябрь.
7. Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц. Воронеж, 2003. С. 167, 171.
8. Реставрация памятника А.В. Кольцову // Коммуна. 1940. 23 августа.